В мае в Москве появится памятник композитору Дмитрию Шостаковичу.
Скульптор Георгий Франгулян заканчивает работу над памятником Шостаковичу в Москве. Открытие будет приурочено к 40-летию со дня смерти композитора, а также к 70-летию Победы, одним из культурных символов которой стала Седьмая («Ленинградская») симфония Шостаковича. Памятник будет располагаться около парадной лестницы Московского дома музыки (архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников); он, по замыслу авторов, должен дополнить ансамбль дома, перекликаясь с памятником Чайковскому перед зданием Московской консерватории.
«Работа длилась около полугода,— рассказывает Георгий Франгулян.— Сейчас все находится на заключительном этапе — когда создается глиняная модель памятника в натуральную величину, таким он и будет в бронзе. Меня всегда поражало сочетание трепетности, тонкости и мощной харизмы Шостаковича. Невероятная ранимость — и сила, монументальность. Поэтому я решил лепить не Шостаковича, а его музыку. В памятнике я пытаюсь передать звуки его музыки. Все лаконично, без лишних деталей. Внешне фигура будет выглядеть как реалистическая, но это не просто человек в костюме. В общем замысле есть что-то импрессионистское. Надо учесть, что бронза — живой материал. Сидящая фигура с низко опущенной головой. И руки — кисть одной руки трепетно приподнята над другой. Должно ощущаться даже легкое дрожание этих рук. Именно между ними возникает угадываемый звук. Важна и архитектурная тектоника композиции. Шостакович не обращен к зрителям, к нам. Он сосредоточен, он в себе. Но зритель будет попадать в это биополе. Ступени лестницы возле памятника по замыслу превращаются в нотную тетрадь, и люди, которые будут ходить там, наполнят эти нотные знаки жизнью».
Инициатива создания памятника принадлежит президенту Международного благотворительного фонда П.И. Чайковского Марку Зильберквиту — генеральному директору издательства «Музыка», председателю совета директоров издательства «П. Юргенсон».
— Идея очевидна — в Москве до сих пор нет памятника одному из величайших композиторов ХХ века,— говорит Марк Зильберквит.— Я обратился к Георгию Франгуляну, он сделал несколько вариантов памятника, мы показали их президенту ГМИИ Ирине Антоновой, Ирине Шостакович — вдове композитора, дочери и сыну Шостаковича — Галине Дмитриевне и Максиму Дмитриевичу. Им очень понравилось. К нашей идее также тепло отнесся президент Дома музыки Владимир Спиваков. Я обратился за поддержкой к организациям, меценатам и музыкантам. В первую очередь к фестивалю «Черешневый лес» в лице Михаила Куснировича, который с энтузиазмом отнесся к идее. Нас поддержали Банк Москвы и компания «Третий возраст». Откликнулись Большой театр, Московская консерватория, Московская филармония, Санкт-Петербургская консерватория. Нас поддержали практически все выдающиеся отечественные музыканты, к которым я обратился: Родион Щедрин, Юрий Башмет, Белла Давидович, Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Евгений Кисин, Владимир Юровский, Денис Мацуев, Дмитрий Ситковецкий,— все они перечислят на проект средства в размере одного гонорара от своих концертов. Проект также поддержали мэрия Москвы и Московская городская дума».
Церемония открытия памятника состоится 28 мая в рамках фестиваля «Черешневый лес»; затем начнется концерт, составленный из произведений Шостаковича.