Skip to main content

26 августа, Шклов /Корр. БЕЛТА/. Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны мирным жителям, которые стали жертвами геноцида, открылся после реконструкции в Шклове, передает БЕЛТА.

 

Реконструкция и консервация памятника на территории городского еврейского кладбища, а также благоустройство прилегающей территории сделаны по инициативе и ходатайству бывшего заместителя председателя правительства России Ильи Клебанова. В гетто была уничтожена вся семья отца российского политического деятеля, корни которого берут начало именно на шкловской земле. На открытие обновленного мемориала он приехал из Москвы со своими женой и детьми, а также многочисленными родственниками. В первую очередь он выразил благодарности Александру Лукашенко, который поддержал реализацию проекта. Отдельное спасибо прозвучало в адрес местных властей.

«Мой отец уроженец этих мест, здесь появился на свет и закончил среднюю школу, — вспоминает Илья Клебанов. — Вслед за сестрой переехал в Ленинград, где начинал свой трудовой путь. Войну прошел стрелком-радистом на тяжелых бомбардировщиках Туполева. Войну закончил на Дальнем Востоке и до определенного момента не знал, что случилось с его многочисленной родней — родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками. И лишь в 1944 году, когда авиационная дивизия оказалась недалеко от Шклова, он посетил эти места. После этого при жизни он больше никогда не вспоминал о случившемся. Тема Шклова, тяжелая и трагическая история нашей семьи были закрыты им на долгие годы».

На родине отца Илья Клебанов впервые побывал только в 2015 году, через пару лет родилась идея увековечить это место, однако тогда сделать это помешала пандемия. С открытием границ проект был возобновлен и успешно реализован. «Мои предки жили в этом красивейшем городе столетиями, и я чувствую эту генетическую память, — отметил он. — Теперь наша семья не только вернулась в Шклов, но и поселилась здесь уже навсегда — в увековеченном памятнике. Когда я приехал сюда впервые и посмотрел вокруг, мысленно представил колонну людей, детей и стариков, которых ведут на собственную казнь. Мне стало больно, хотя я человек не слабый и не впечатлительный. И это был зов предков, мы возродили это место в память о нашей семье и других погибших здесь».

Памятник представлен в виде лестницы с воротами с двух сторон, которая ведет на территорию захоронения. В переводе с идиша оно носит название «дом жизни». Каменное культовое иудейское сооружение в виде коридора со ступеньками на еврейском кладбище — единственное сохранившееся в Беларуси. Это не что иное, как чистилище. У его подножия — большой черный валун, на котором покойника омывали и готовили к погребению. Тело выносили на руках и поднимались с ним по лестнице. Считалось, что таким образом умерший очищается от грехов.

Над лестницей на вершине холма у входа на кладбище расположились вертикальные камни-монолиты — менгиры, напоминающие традиционные еврейские надгробия. Параллельно культовой лестнице построена другая — для посетителей мемориала. На еврейском кладбище также находится братская могила. Это воинское захоронение, где погребены убитые в шкловском гетто.

Проект памятника воплощен в жизнь российским скульптором Георгием Франгуляном. По его словам, реконструкция мемориала вошла в число самых знаковых его работ, хотя его произведения можно найти по всему миру. «Быть причастным к созданию этого мемориала для меня огромная честь и большая ответственность, — сказал он. — Работать было более чем сложно, потому что здесь все пронизано духовной болью и сочувствием трагедии, которая произошла на этом месте. Считаю, что семья Клебановых совершила настоящий гражданский подвиг, воздав таким образом долг памяти своим предкам. Это нужно не только для их семьи, но и для всех наших потомков».

Сегодня на открытии обновленного мемориала присутствовала очевидец событий тех лет Клара Захаровна Альшулер. Ей тогда было 5,5 лет и событиях тех лет она хорошо помнит. В свое время эти истории о жестокости и бесчеловечности легли в основу ее книги воспоминаний. «Помню, как на льнозаводе согнали нас, всех местных жителей, и выкопали рвы…. Были собаки, немцы, выстрелы… Людей убивали и бросали туда, а мы все это видели. Внутри клокочет до сих пор, все это не просто так и не прошло в жизни бесследно», — сказала она.

Шкловское гетто существовало с июля по декабрь 1941 года как место принудительного переселения евреев города и близлежащих населенных пунктов. Его обитателей оккупанты расстреливали у деревень Заречье, Рыжковичи, Путники. Число невинно убитых жертв в то страшное время дошло до 3,2 тысяч. Само кладбище расположено на юго-востоке Шклова и известно со времен поселения первой еврейской общины на эти земли, его история ведет отсчет с XVII века. Оно включено в Государственный список историко-культурных ценностей страны. В 2014 году здесь открылся обновленный обелиск и 7 надгробных плит. В 2022 году реконструкция мемориала открыла новую страницу памяти в истории этого места.-0-

Фото Олега Фойницкого

Читать на сайте БЕЛТА