Skip to main content

Ольга Москаленко

Репортёр Metro пообщалась с его коллегами и близкими на десяти­градусном морозе и стала свидетельницей данелиевского эпизода

У мемориальной доски, накрытой тёмно-бежевым полотном, в морозный день собрались актёры, художники, продюсеры – все те, кто долгие годы дружил с мастером, как они его называли.

Не принял к себе на курс 

Вдова режиссёра Галина Данелия кутается в воротник, трёт озябшие руки. Рассматриваю её неимоверно выразительные глаза. Спрашиваю, как они познакомились с мэтром.

–  Мне было 19 лет, я была студенткой Щукинского училища, – Галина Ивановна делает паузу, вспоминая. – Но тогда Георгий Николаевич меня не заинтересовал, я была слишком молода.

У них был долгий путь друг к другу: они поженились, когда Галине Юрковой было 35.

– До этого виделись, конечно, общались. Когда я училась во ВГИКе, Данелия  набирал курс. Подумалось, можно поступить к нему, но Георгий Николаевич сказал: «Тебя не возьму, потому что я тебя знаю». Я на это ответила: «Не очень-то и хотелось!» Поступила учиться к Игорю Васильевичу Таланкину. Окончила институт, а потом… Потом мы с Георгием Николаевичем поженились. И это, пожалуй, было самым невероятным событием в нашей жизни.

Галина Данелия принесла на открытие мемориальной доски букет колосьев в знак того, что посеянное в фильмах режиссёра добро дало всходы.

По словам Галины Ивановны, её супруг в быту был сложным человеком – не таким, как на съёмочной площадке, а молчаливым и замкнутым.

– Он вообще был вне быта и полностью был поглощён творчеством, но, наверное, так и должно быть у гения, – Галина Ивановна задумывается и светло улыбается.

Тем временем к мемориальной доске выходит автор памятного знака, скульптор, народный художник, друг Данелии Георгий Франгулян.

– Когда я работал над памятным знаком, вспоминал его фильмы. В них всё остроумно, изящно, красиво, их можно смотреть бесконечно, – делится Франгулян и вытирает слезу… а через секунду восклицает: – Мороз!

Георгий Франгулян изобразил Данелию «без рамок», как он признался репортёру Metro.

Присутствие Данелии 

В этот момент с крыши соседнего здания летят тяжёлые глыбы снега. – Уйдите отсюда!!! – кричат собравшимся рабочие,  чистящие кровлю.

– Это же чисто данелиевский эпизод! – смеётся писатель, сценарист и актёр Юрий Рост. – Это Георгий Николаевич незримо здесь присутствует и знаки нам подаёт! – его слова тонут в аплодисментах.

– А я ведь и впрямь словно чувствую его присутствие! – говорит кинорежиссёр, ученица Данелии Татьяна Янкевич. – Мы ловили каждое его слово, он великолепно преподавал режиссёрское мастерство! Бездна ума и юмора!

Татьяна вспоминает, как режиссёр встречался с генсеком Брежневым, когда показывал ему картину «Джентльмены удачи» для утверждения:

– Он рассказывал, что до такой степени переживал, что понял: самые счастливые люди те, которые разговаривают с президентом точно так же, как с дворником! Эти его слова запомнились, – улыбается Татьяна. – А Брежнев тогда от души смеялся на просмотре и фильм одобрил.

Не прощается,  а приветствует 

Улыбчивую женщину в пушистой шапке обнимают  актёры. Подхожу, знакомлюсь. Наталья Розман, ведущий редактор издательства «Рипол классик».

– Мы 10 лет бок о бок работали с Георгием Николаевичем над его книгами, – рассказывает Наталья Витальевна.

Данелия ей запомнился требовательным, скрупулёзным и с потрясающим чувством юмора.

– Когда мы работали над его последней книгой «Кошмар на цыпочках», я очень сопротивлялась тому, чтобы там была его фотография с поднятой рукой, – Наталья показывает на портрет Данелии на мемориальной доске. – Вот такое же было и фото. Мне тогда казалось, что он прощается… А сейчас, когда вижу его мемориальную доску, понимаю, что он приветствует нас и благословляет на творческие прорывы!

Вообще я заметила такую особенность: работаешь с гением, и все грани стираются, мы даже спорили нередко. Однажды Георгий Николаевич сделал вид, что вспылил и в шутку сказал: «Так, прекращаем спорить, я здесь главный!» Мы потом все вместе смеялись.

Воспоминания

Что говорили о Данелии на открытии мемориальной доски

Евгений Стеблов, актёр

– Я узнал, что идёт отбор актёров на фильм «Я шагаю по Москве»,  приехал на «Мосфильм» и тоже решил попробоваться. Но мне сказали, что все герои уже утверждены. Однако сфотографироваться разрешили.    В картину Данелии я всё же попал. Это произошло благодаря моей настойчивости и помощи ассистента режиссёра. Я получил роль жениха-неудачника Саши Шаталова. Данелии показали моё фото, и он воскликнул: «Так вот же этот герой!» Я был счастлив!

Юрий Гусятников, гендиректор  кинотеле­визионной компании «Ритм» 

– Мы снимали затопление корабля в фильме «Фортуна», вода в Волге была прохладная. Нам дали пожарные брандспойты, чтобы имитировать бурление воды в кадре. Георгий Николаевич был в гидрокостюме. Он попросил меня струю направить ближе к нему, чтобы камера захватила бурление. В последние секунды этой струёй его смыло! Данелия не удержал равновесия и поплыл!  Слава богу, это были финальные секунды кадра. В кадр такое происшествие не вошло, а сама сцена получилась замечательная!

Владимир Трапезников, художник-постановщик

– Мы больше 30 лет дружили с Георгием Николаевичем. Было много забавного во время съёмок фильма «Фортуна». Снимали на Волге.  Он дал мне роль второго плана, помимо того, что я работал там художником.  Нужно было стоять на палубе корабля вблизи капитана. Данелия посмотрел на меня: «Володя, у тебя борода не седая! А для солидности нужно, чтобы она была белая!» Не успел я опомниться, как Георгий Николаевич принёс театральный грим и покрасил мою бороду! Я тогда рассмеялся его находчивости.

Вахтанг Кикабидзе в том фильме играл капитана корабля, он у нас был заводилой праздников, которые мы устраивали после съёмок. Обожал рыбалку и при любой возможности отправлялся туда. Привозил огромное количество рыбы, мы варили уху, а Георгий Николаевич ругался на нас: сильно шумели и мешали ему отдыхать. Ложился он рано – в десять вечера. Мы же  закрывались в трюме и общались часов до двух ночи. Пытались громко не петь и не смеяться, но ничего из этого не выходило.

Однажды я придумал оборудовать сауну в машинном отделении. Капитан бился в истерике, а актёрам сауна понравилась. Часть команды матросов к середине съёмок разбежалась – они не выдержали нашего ритма жизни. А потом сбежал и капитан. Он жаловался Данелии, что мы разгромили весь корабль и к какому-либо порядку нас призвать невозможно.

Тогда водить судно пришлось мне – были права. Зажили мы ещё веселее: Вахтанг Константинович основательно готовился к своему дню рождения и нанял финский ледокол для такого случая. Данелия еле сдерживал смех и сказал, что не удивлён таким размахом. Вместе с нами он лихо отплясывал на празднике, а Кикабидзе пел и придумывал тосты, и это было незабываемо!

А потом был период интенсивных съёмок, и Георгий Николаевич дисциплины ради не выпускал нас с корабля. Исключение сделал лишь для Вахтанга Константиновича: тот очень хотел на рыбалку. Но так получилось, что у него потом закончились черви и никто из местных помочь ему в этом не смог. Тогда вызвался помочь я. Данелия не поверил, что мне это удастся, и мы поспорили. В бинокль я рассматривал возможные места, где мне могло повезти – там, где паслись коровы. И вскоре Данелия отпустил меня с корабля.

Когда я накопал ведро червей, все сбежались смотреть. Кикабидзе был доволен и счастлив. После рыбалки он работал на съёмках с воодушевлением и говорил, что отдохнул по-настоящему!

Текст

Ольга Москаленко

 

читать на сайте газеты «Метро»