Публикации

Портрет с музыкой

читать статью на сайте www.rg.ru 


Открытие памятника знаменитому композитору у входа Московского международного Дома музыки (ММДМ) прошло вчера в рамках проекта "Посвящение Дмитрию Шостаковичу".
Проект осуществился по инициативе Международного благотворительного фонда П. И. Чайковского. Открытие памятника стало одним из ярких событий фестиваля искусств "Черешневый лес", который проходит в столице. Вслед за открытием состоялся концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Прозвучали произведения великого композитора: Симфония N9 ми-бемоль мажор, вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии".

Что же касается памятника Дмитрию Шостаковичу, - это третья работа скульптора Георгия Франгуляна, вошедшая в программу фестиваля "Черешневый лес". Две предыдущие были открыты в 2007 и 2011 годах: сначала в венецианской лагуне недалеко от острова Сан-Микеле появилась "Ладья Данте", потом на Новинском бульваре в Москве - памятник Иосифу Бродскому...

Накануне открытия памятника Дмитрию Шостаковичу скульптор ответил на вопросы обозревателя "РГ":

Почему вы взялись за памятник Дмитрию Дмитриевичу?

Георгий Франгулян: Предложение поступило от Марка Зильберквита - президента Международного фонда Чайковского. Фонд согласовал это с Владимиром Спиваковым, потом они одобрили эскиз - и вот памятник уже стоит. Прошел год с момента замысла. Сама работа, конечно, не занимала год, но Москва - город непростой - нужно было получать разрешения, проходить художественные советы... Поддержал нас вице-мэр Москвы Леонид Печатников - спасибо ему. Но вообще нужно сказать, что содействие было везде, на всех уровнях - само имя Дмитрия Шостаковича раскрывало многие двери.

Почему памятник сделали именно таким?

Георгий Франгулян: Взялся за эту работу именно потому, что люблю музыку Шостаковича и, надеюсь, до какой-то степени ее понимаю. Идея состояла в том, чтобы создать образ Музыки. Не только самого Дмитрия Дмитриевича. Сама пластика, композиция подчинена выражению этой идеи - передать состояние его музыки. И, конечно, она повлияла на сам архитектурный контекст, в который надо было вписать памятник, - это имеет большое значение. Масштаб, размеры памятника диктуются архитектурой.

Здание Дома Музыки - в современном эклектичном стиле. Музыка Шостаковича - напряженная, пульсирующая, отразившая надломы эпохи, - как вам удалось найти компромисс?

Георгий Франгулян: Это моя профессия, и хочу надеяться, что со своей задачей я справился. Хотя, безусловно, задача очень сложна. Мне в принципе нравится, как Шостакович формирует музыку, из чего она у него складывается. Меня привлекает полифоничность и многогранность образов, которые рождаются в его произведениях. Это я и пытался пластическим языком передать - то, что мне очень близко, что делает творчество насыщенным и многослойным.

Возврат к списку