Георгий Франгулян

Скульптор, народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, лауреат международных конкурсов, профессор Международной Академии архитектуры

Родился 29 мая 1945 года в Тбилиси (Грузия) в старинном квартале Сололаки. Место рождения, по словам скульптора, во многом определило его творческий метод и отношение к жизни.

«Я родился и вырос в Грузии, в Тбилиси, среди гор. И мое ощущение пространства было воспитано именно там. Когда видишь, что облака плывут ниже тебя, что орлы летают внизу, и ты следишь за их скольжением на фоне гор, за движением воздушных потоков, поднимающегося тумана, тогда и рождаются ощущения, определяющие твою жизнь».

Бабушка Франгуляна была известной пианисткой, в доме приветствовалось все, связанное с искусством. Атмосфера музыки и творчества создавала определенную ауру, формируя особое отношение к жизни и будущий творческий метод скульптора.

В 1956 г. Семья Франгуляна переехала в Москву. Здесь будущий скульптор поступил в знаменитую физико-математическую «Вторую школу», известную тем, что помимо мощного математического образования, она давала ученикам широчайший пласт гуманитарных знаний. В то время там преподавали такие мастера отечественной педагогики, как Феликс Раскольников и Израиль Севашинский. Учитель литературы Раскольников, рискуя статусом и положением, открывал ученикам запрещенных авторов, в том числе, одного из любимых писателей Франгуляна - Исаака Бабеля.

Спустя годы, работая над памятником писателю, установленном в Одессе в 2011 году, скульптор признавался, что колорит и сущность бабелевского языка во многом его сформировали – «Здесь нет пустых мест, есть невероятная плотность образов и необычный русский язык ….пожалуй, Исаак Бабель - скорее скульптор от литературы».

В школе также работал известный шекспировед и специалист по античности Владимир Рогов. Инициатива Рогова поставить в школьном театре трагедию Софокла «Филоктет» сыграла решающую роль в определении будущей профессии. В подарок режиссеру Франгулян вылепил статуэтку Филоктета. Случайно увидев статуэтку, друг семьи, скульптор Михаил Смирнов, дал ей высокую оценку, открыв Франгуляну двери в мир искусства.

В 1964 году поступил на отделение скульптуры Высшего художественного-промышленного училища имени Строганова. В Строгановке Георгий Франгулян воспитывался на пересечении двух школ – Георгия Мотовилова и Александра Матвеева, чьи ученики преподавали пластическое искусство (этюд, лепка фигуры). Однако поступить с первого раза в училище будущему скульптору не удалось. В отличие от ребят, окончивших средние специальные заведения, Франгулян поздно начал заниматься, и не был достаточно подготовлен, поэтому пришлось еще год активно работать, обучаясь ремеслу рисовальщика. Как впоследствии отмечал скульптор, это сыграло существенную роль в осмыслении профессии. Каждый художник должен быть идеальным рисовальщиком, потому что ремесло формирует личный подчерк, определяющий художника как индивидуальность. И только впитав в себя все этапы развития мирового искусства, можно стать его частью.

Еще учась в Строгановке, Франгулян стал постоянным участником отечественных и международных художественных выставок.
На протяжении творческого пути скульптор принял участие более чем 100 выставках.

В 1983 году создал первое в СССР авторское литейное производство. В то время в СССР существовала монополия на цветные металлы, отлить скульптуру из бронзы было возможно только на государственных предприятиях, а возможность попасть туда без специального госзаказа была исключена. Однако в 1982 году, после посещения симпозиума по литью в Венгрии, Франгулян попал под обаяние процесса и во дворе своей мастерской построил собственный литейный цех. Желание творить было сильнее обстоятельств, художник рискнул и первым в СССР стал самостоятельно отливать бронзовые скульптуры, подчиняясь только своим убеждениям и желаниям.

Георгий Франгулян работает в жанре станковой и монументальной скульптуры с различными материалами, в том числе бронзой, мрамором, деревом, керамикой, если нужно использует воск, стекло, зеркала и даже воду. Особое место в творчестве Франгуляна занимает графика. Его графические серии «Художник и модель», «Натюрморты», «Мотивы» и другие давно стали предметом коллекционирования среди собирателей графики в России, Италии, Франции и Австрии. Одной из граней графического творчества художника является созданная им оригинальная техника восковых рисунков, отдаленно напоминающая технику энкаустики. В ней работали древние египтяне, создавая знаменитые фаюмские портреты. В своей авторской технике художник использует графит, тушь, акварель и расплавленный воск. Такое сочетание как бы оживляет бумагу, дает возможность создавать на плоскости пластически-подвижные образы.

В 1990-е Георгий Франгулян создал новый жанр, который условно можно назвать «скульптурным дизайном» - оригинальные по своему образному воплощению, функциональные вещи (серия «Часы», 1993 г., бронза, позолота, серебрение, полудрагоценные камни – собрание НПО «КРОСНА» Москва).
Широкой публике Франгулян известен своими монументальными работами в разных городах России и бывшего СССР, а также в Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии.

ОСНОВНЫЕ МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1977 г. – «Венок славы», мемориальный комплекс «Бульвар Героев», Новокузнецк (бронза)

1986 г. – фонтан «Кан и Енисей», Зеленогорск (бронза)

1990 г. — «Распятие» для собора Святого Франциска, Равенна, Италия (бронза, освящено Ватиканом)

1992-1993 — Аллегорические фигуры на здании Российской академии наук, Москва (бронза)

1998 г.  — Памятник Петру I, Антверпен, Бельгия(бронза)

1999 г. — Памятник Александру Пушкину, Брюссель, Бельгия (бронза)

2002 г. — Памятник Булату Окуджаве, Москва, Арбат (бронза)

2003 г. — Памятник Императрице Елизавете Петровне, Балтийске (бронза)

2005 г. — Памятник Валерию Харламову, Московская область, г. Клин, Ледовый дворец имени Валерия Харламова (ул. Карла Маркса, д. 99),  бронза, гранит

2007 г — Памятник Араму Хачатуряну, Москва, Брюсов переулок (бронза)

2007 г. — Ладья Данте, Венеция (бронза)

2011 г. — Монумент Борису Ельцину, Екатеринбург (мрамор)

2011 г. – Памятник Исааку Бабелю, Одесса (бронза)

2011 г. – памятник Иосифу Бродскому, Москва (бронза)

2014 г. – Скульптурная композиция «Белый город», Москва (нержавеющая сталь)

2015 г. — Памятник Дмитрию Шостаковичу, Москва (бронза)

2015 г. — Памятник Альберту Эйнштейну, Иерусалим (бронза)

2017 г. – Памятник жертвам политических репрессий «Стена скорби», Москва (бронза)

2018 г. – Памятник Анатолию Тарасову, Москва (бронза)

2018 г. — Памятник Михаилу Булгакову, Москва (бронза)

2019 г. — Памятник Евгению Примакову, Москва (бронза)

2021 г. — Памятник Каро Алабяну, Москва (бронза)

2022 г. — Памятник Самуилу Маршаку, Москва (бронза)

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ

2006 г. — Мемориальная доска Дмитрию Лихачеву. Москва, редакция журнала «Наше наследие», 1-й Неопалимовский пер., дом 4, бронза

2012 г. — Мемориальная доска Роберту Рождественскому. Москва, ул Тверская, дом 9, бронза

2013 г. — Мемориальная доска Сергею Михалкову. Москва, Поварская улица, дом 35, бронза

2013 г. — Мемориальная доска Варламу Шаламову. Москва, Чистый переулок, дом 8, бронза

2015 г.  —  Мемориальная доска академику Герману Тараканову. Москва, здание Российского Государственного Аграрного Университета — МСХА им. К.А. Тимирязева (ул. Тимирязевская, 49), бронза

2018 г. — Мемориальная доска Сергею Капице. Москва, Ленинский проспект, 13, (бронза)

2021 г. — Мемориальная доска Ирине Антоновой. Москва, главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 12), мрамор, бронза

2022 г. — Мемориальная доска Ирине Антоновой. Москва, Покровский бульвар, 14/15

2022 г. — Памятный рельеф В.Ф. Овчинникову. Москва, Лицей «Вторая школа» (ул. Фотиевой), 18, бронза

СКУЛЬПТУРЫ

1967 г. — Бюст Огняна Михайлова (Найдова-Железова), Московская область, 67-й км. Киевского шоссе под Наро-Фоминском, бронза

1999 г. — Георгий Победоносец. Территория завода «РИАТЭКС», Угрешская 33, бронза

2001 г. — Тумба Юхансон, Москва, Московский городской Гольф Клуб, ул. Довженко, 1, бронза, 2001 г.

2011 г. — Памятник Дмитрию Лихачеву, Москва, Атриум Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино — ул. Николоямская, д. 1, бронза

2012 г. — Кубы банк Центрокредит, Москва, ул. 1812 года, д.2 к.2

2013 г. — Бюст Чингизу Айтматову, Москва, Атриум Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино — ул. Николоямская, д. 1, бронза

2013 г. — Бюст Егору Гайдару, Москва, Атриум Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино — ул. Николоямская, д.1, бронза

Надгробия

Новодевичье кладбище

  1. Борису Ельцину, белый мрамор, голубая византийская мозаика, красный порфир, 2008 г.
  2. Святославу Рихтеру, гранит, 1999 г.
  3. Борису Раушенбаху, 2002 г.
  4. Дмитрию Шебалину, 2014 г.
  5. Б. Гордовикову, бронза, 1982 г.
  6. Георгию Мотовилову, 1965 г.
  7. Александру, Любови и Нине Зархи, гранит, 1999 г.
  8. Георгию Данелии, мрамор, диабаз, 2021 г.

Ваганьковское кладбище

  1. Булату Окуджаве, гранит, 2001 г.
  2. Кристине Курбатовой, Арсению Куриленко, 2003 г.
  3. Владимиру Берлинскому, 2009 г.
  4. Раисе Беджамовой, Москва, 2010 г.
  5. Владимиру Крайневу, Москва, 2012 г.

Востряковское кладбище

  1. Эрнесту Куснировичу, бронза, мрамор, 2008 г.
  2. Яну Арлазорову, 2012 г.

Троекуровское кладбище

  1. А. Юмашевой, 2009 г.
  2. Лазарю Гадаеву, 2009 г.
  3. Евгению Веснику, мрамор, 2011 г.
  4. Владимиру Садовому, гранит, бронза, 2019 г.

Армянское кладбище

  1. Семье Франгулянов, Москва, 1995 г.
  2. Рудольфу Оганову, Москва, 2000 г.
  3. Киму Хачатуряну, гранит, 2000 г.
  4. Татевосу Суринову, бронза, 2016 г.

Донское кладбище

  1. Леониду Мильграму и Мирелле Пасторэ, бронза, 2012 г.

СТАНКОВОЕ ТВОРЧЕСТВО

Одна из главенствующих тем в станковом творчестве художника - тема обнаженной натуры. Это одиночные или парные композиции преимущественно в бронзе, реже в камне, дереве и керамике, детализированные или наоборот, неизменно экспрессивные по выраженному в них движению.

Основные работы:

 

  1. Серия фигурок «Чертики», керамика, 1965 г. (именно эта серия Франгуляна была впервые экспонирована, с этой вещи фамилию скульптора запомнили).
  2. «Античный цикл», 1980 г. (Государственная Третьяковская галерея)
  3. Натюрморты с включением конных статуй, 2001 г. (Собрание автора)

АВТОР ЗНАКОВ И ПРЕМИЙ

  1. Знак музыкального фестиваля «Crescendo»
  2. Премия «Выбор» правозащитного движения «Сопротивление»
  3. Премия имени раввина Иммануэля Якобовица Конференции Европейских Раввинов (CER) – «Тора» из литого серебра
  4. Поэтическая премия «Московский счёт» — бронзовая «Арка»
  5. Премия журнала «Огонек» — «Лучший вратарь года»
  6. Серия подарков для членов правительства и глав государств
  7. Медаль Данте, которой награждались победители биеннале мелкой пластики на тему «Божественной комедии» Данте в Равенне
  8. Медаль международного конкурса Сергея Михалкова «Сегодня -дети, завтра- народ».

Работы скульптора находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, галерее «Альбертина» в Вене,  Музее центра «Дантеско» в  Равенне (Италия), в центральной библиотеке г. Кольмар (Франция), в Бодлианской библиотеке в Оксфорде, музеях в Сочи, Тамбове, Бердянске, Калининграде, Софии, а также в частных собраниях в Италии, Германии, США, Франции, Швеции, Испании, Венгрии, Чехии, Болгарии.

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ

1967 — Первое участие в художественной выставке в Москве

1984 — участие в Молодежном соборе в Париже (Франция)

1986 — «Московские скульпторы» В Национальной галерее Болгарии

1990 — «В саду Милесса», Стокгольм (Швеция)

1990 — «50 anos de arte sovietico”, Барселона (Испания)

1991 — выставка под эгидой Юнеско в Спаццио-центре, (Флоренция, Италия)

1992 — «Сказка о хлебе и слезах», Любляна (Югославия)

1993 — Персональная выставка «Скульптура Франгуляна» Российская академии художеств, Москва

1993 — Персональная выставка «Rome» Палаццо Альбертони , Рим (Италия)

1994 — «Жизнь. Любовь. Смерть», Бордигера (Италия)

1994 — Персональная выставка в г. Кольмар (Франция).

1995 — «Белая скульптура и рисунок». Персональная выставка Галерея «Московская палитра», Москва

1998 — Персональная выставка в галерее Катрин Альтин, Антверпен (Бельгия)

1999 — Персональная выставка на Гран плац, Брюссель (Бельгия)

2001 — «Иисус Христос» Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2002 — Персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие», Москва

2002 — Выставка, посвященная А.С. Пушкину Государственный музей А.С.Пушкина, Moсква

2006г. — Персональная выставка «Георгий Франгулян. Пространство скульптуры» ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва

2019 г. — персональная выставка «Георгий Франгулян. Твердая линия» музей «Эрарта», Санкт-Петербург

НАГРАДЫ

1979 г. — Серебряная медаль им. Грекова за Мемориальный комплекс в Новокузнецке

1982 г.- «Гран-при» Международного конкурса малой пластики (Ньиредьхаза, Венгрия)

1986 г. — Орден «Знак Почета»

1987 г. – «Гран-При» Международного конкурса скульптуры (Познань, Польша)

1988 г. — Приз жюри Международного конкурса скульптуры Центра «Дантеско» (Равенна, Италия)

1990 г. — Золотая, серебряная и бронзовая медали центра «Дантеско» (Равенна, Италия)

1996 г. — Серебряная медаль Российской академии художеств

1998 г. – Золотая медаль Российской Академии художеств

1999 г. – Диплом Российской Академии художеств

1999 г. – Золотая пушкинская медаль Союза художников Российской федерации

1999 г. — Медаль муниципалитета г. Антверпен, Бельгия

2004 г.  — Заслуженный художник России

2011 г. – Высший орден Российской Академии художеств – Золотой крест

2011 г. – Народный художник России

2012 премия Федерации Еврейских общин России «Человек года»

2015 г. – медаль Российской академии художеств «За заслуги перед Академией»

2015 г. – золотая медаль Союза художников России «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России»

2015 г. — орден «Серебряный крест» Общероссийской общественной организации «Союз армян России»

2015 г. — медаль Мовсеса Хоренаци за выдающиеся творческие достижения в областях армянской культуры, искусства, литературы, образования, гуманитарных наук.

2017 г.  – Юбилейная медаль в память 100-летия геноцида армян

2019 — Орден Дружбы (29 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность