Skip to main content

Вчера в Москве открыли памятник Дмитрию Шостаковичу

Открытие памятника знаменитому композитору у входа Московского международного Дома музыки (ММДМ) прошло вчера в рамках проекта «Посвящение Дмитрию Шостаковичу».
Проект осуществился по инициативе Международного благотворительного фонда П. И. Чайковского. Открытие памятника стало одним из ярких событий фестиваля искусств «Черешневый лес», который проходит в столице. Вслед за открытием состоялся концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Прозвучали произведения великого композитора: Симфония N9 ми-бемоль мажор, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии».

Что же касается памятника Дмитрию Шостаковичу, — это третья работа скульптора Георгия Франгуляна, вошедшая в программу фестиваля «Черешневый лес». Две предыдущие были открыты в 2007 и 2011 годах: сначала в венецианской лагуне недалеко от острова Сан-Микеле появилась «Ладья Данте», потом на Новинском бульваре в Москве — памятник Иосифу Бродскому…

Накануне открытия памятника Дмитрию Шостаковичу скульптор ответил на вопросы обозревателя «РГ»:

Почему вы взялись за памятник Дмитрию Дмитриевичу?

Георгий Франгулян: Предложение поступило от Марка Зильберквита — президента Международного фонда Чайковского. Фонд согласовал это с Владимиром Спиваковым, потом они одобрили эскиз — и вот памятник уже стоит. Прошел год с момента замысла. Сама работа, конечно, не занимала год, но Москва — город непростой — нужно было получать разрешения, проходить художественные советы… Поддержал нас вице-мэр Москвы Леонид Печатников — спасибо ему. Но вообще нужно сказать, что содействие было везде, на всех уровнях — само имя Дмитрия Шостаковича раскрывало многие двери.

Почему памятник сделали именно таким?

Георгий Франгулян: Взялся за эту работу именно потому, что люблю музыку Шостаковича и, надеюсь, до какой-то степени ее понимаю. Идея состояла в том, чтобы создать образ Музыки. Не только самого Дмитрия Дмитриевича. Сама пластика, композиция подчинена выражению этой идеи — передать состояние его музыки. И, конечно, она повлияла на сам архитектурный контекст, в который надо было вписать памятник, — это имеет большое значение. Масштаб, размеры памятника диктуются архитектурой.

Здание Дома Музыки — в современном эклектичном стиле. Музыка Шостаковича — напряженная, пульсирующая, отразившая надломы эпохи, — как вам удалось найти компромисс?

Георгий Франгулян: Это моя профессия, и хочу надеяться, что со своей задачей я справился. Хотя, безусловно, задача очень сложна. Мне в принципе нравится, как Шостакович формирует музыку, из чего она у него складывается. Меня привлекает полифоничность и многогранность образов, которые рождаются в его произведениях. Это я и пытался пластическим языком передать — то, что мне очень близко, что делает творчество насыщенным и многослойным.

Читать статью на сайте: